Риски регуляторного характера

Основные виды деятельности Общества (реализация услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям) являются регулируемыми со стороны государства. Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности. В целях минимизации указанных факторов риска Общество проводит сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из факторов регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществом, что приводит к снижению ликвидности Общества и их финансовой устойчивости. В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденные советом директоров программы перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии в распределительных сетях.

Существенным фактором риска является также механизм перекрестного субсидирования крупными промышленными потребителями других категорий потребителей, в том числе населения. Ряд крупных промышленных потребителей, подключенных непосредственно к сетям ЕНЭС, оплачивают услуги по передаче электроэнергии по тарифам на передачу электроэнергии в тех случаях, когда на основании договоров «последней мили», заключенных между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «ФСК ЕЭС» эти объекты переданы в аренду компании. В 2010-2013 гг., ввиду отсутствия законодательства, регулирующего договоры «последней мили», некоторые крупные промышленные потребители перешли на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» через судебные решения. В соответствии с п. 5 ст. 8. Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 г. организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации №1173 от 27.12.2010 г. «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО, объектов, относящихся к ЕНЭС.

Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО с начала 2011 г. происходит с учетом заключения уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, согласно указанному Постановлению согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации. Минэнерго России утвердило Приказ №403 от 24.08.2012 г., на основании которого между ОАО «МРСК Урала» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 г. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 г. В 2012 г. Президентом и Правительством Российской Федерации подчёркнута важность решения проблемы перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. Министерству энергетики Российской Федерации даны поручения по проработке механизмов ликвидации перекрестного субсидирования. Компания планирует принимать активное участие в обсуждении данной проблематики на уровне федеральных органов власти.

Переход на регулирование методом доходности инвестированного капитала (RAB) сопровождается рядом рисков, а именно: оспаривание регуляторами результатов оценки первоначальной базы инвестированного капитала, проведенной независимыми оценщиками; потери, связанные с неверным прогнозом структуры передачи электроэнергии по уровням напряжения и завышенными объемами заявленной мощности против фактической, учтенными при принятии тарифно-балансовых решений; а также неполучение отложенных в результате реализации механизма сглаживания доходов при определении планируемых значений параметров расчета тарифов методом RAB.

Для снижения данных рисков компания заключает соглашения с регуляторами, определяющие объемы и источники финансирования инвестиционной деятельности в рамках долгосрочных программ развития регионов, с целью исключения субъективности при принятии тарифно-балансовых решений за счет разработки и реализации программы управления издержками, в том числе в рамках реализации поручения Президента России по снижению затрат на приобретение товаров (работ/услуг) в расчете на единицу продукции не менее чем на 10 процентов в год в течение трех лет в реальном выражении в ценах 2010 г. Кроме того, компания планирует разработку и внедрение регуляторных контрактов, дающих возможность установления тарифов в зависимости от качества предоставляемых услуг. При этом в указанных контрактах должна быть предусмотрена взаимная ответственность, с одной стороны сетевых компаний — за качество оказываемых услуг, с другой стороны регулирующих органов — за корректировку тарифных решений в течение долгосрочного периода регулирования.

Одним из регуляторных рисков компании является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений. Для снижения данного риска компания продолжает работу по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В то же время вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение компания не всегда способна удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставления услуг технологического присоединения. Для решения этой проблемы компания совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно ОАО «МРСК Урала» осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием центров обслуживания клиентов.

В связи с принятием в конце 2012 г. ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у компании возник ряд рисков, связанных с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний:

  • риски, связанные с ростом дебиторской задолженности конечных потребителей электроэнергии и списанием накопленной дебиторской задолженности по договорам на оказание услуг по передаче электроэнергии между энергосбытовыми и распределительными сетевыми компаниями
  • риски, связанные с выполнением функций гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности
  • риски, обусловленные ростом расходов Общества, связанных с выполнением функций гарантирующего поставщика, превышающие необходимую валовую выручку, предусмотренную при формировании сбытовых надбавок
  • организационные риски, связанные с потерей компетенций и информационной базы данных о потребителях, а также ошибочным перечислением оплаты за потребленную электроэнергию.

В целях минимизации указанных рисков компания проводит мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишёнными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.